Король-Арлекин

Рудольф Лотар
Премьера состоялась 28 октября 2010 года | Продолжительность 2 часа | Без антракта | 16+

О спектакле

Пьесу австрийца Лотара впервые в России поставил Александр Таиров: в 1917 году на сцене Камерного театра состоялась премьера спектакля «Король-Арлекин», но уже через несколько представлений он был запрещен цензорами. С тех пор к этому произведению никто из режиссеров не обращался. Более того, текст произведения не сохранился даже в архивах Театра имени Пушкина (ранее – Камерного). Шесть вариантов перевода пьесы Роман Григорьевич Виктюк нашел в Петербургской театральной библиотеке: на папке, в которой они хранились, большими буквами было написано слово «нет». Но Виктюк решил иначе: со времен написания «Король-Арлекин» ни на грамм не утратил актуальности, а значит, самое время вернуть его на сцену.

Влюбленный в Коломбину Арлекин в припадке ревности убивает наследного принца, а затем, скрывая преступление, решает выдать себя за наследника престола. После смерти короля Арлекин занимает его место, начинает с удовольствием управлять государством, но вскоре сталкивается с тем, что на самом деле страной руководит его «дядя» Танкред. А  королю (пусть и не вполне настоящему) отводится роль жалкой марионетки. Историю о мнимой и реальной власти Роман Виктюк превратил в пронзительную драму о противостоянии государства и художника. Невероятные трюки, эксцентрика, смешные и одновременно очень грустные диалоги. Временами происходящее на сцене напоминает настоящий площадной балаган. Блистательный артист и неудавшийся правитель (Дмитрий Бозин) мечется среди коварных  и неуязвимых масок, пытаясь выбраться из окружающих его интриг и заговоров. Кто победит? Гениальный Арлекин или политические интриганы? Талант или обезличенная толпа, с восторгом подчиняющаяся любой власти? Удастся ли герою остаться собой и сохранить в этом страшном мороке свою любовь?

В спектакле звучит фрагмент репетиции оперы Джузеппе Верди «Травиата» под управлением Артуро Тосканини.

Создатели спектакля

Автор
РУДОЛЬФ ЛОТАР

Постановка и музыкальное оформление
РОМАН ВИКТЮК

Сценография
ВЛАДИМИР БОЕР

Костюмы
ЕЛЕНА ПРЕДВОДИТЕЛЕВА

Художник по свету
СЕРГЕЙ СКОРНЕЦКИЙ

Хореограф
АЛЕКСЕЙ СКЛЯРЕНКО

Режиссер по пластике
ВЛАДИМИР АНОСОВ

Ассистент режиссера
АНДРЕЙ БОРОВИКОВ

Звукорежиссер
ЛЮДМИЛА ПЛАТОНОВА

Действующие лица и исполнители

Арлекин
заслуж. артист РФ
ДМИТРИЙ БОЗИН

Панталеоне
ИГОРЬ НЕВЕДРОВ

Коломбина
АННА ПОДСВИРОВА
ЕВГЕНИЯ СОЛЯНЫХ

Скапино
ИВАН ИВАНОВИЧ

Королева Гертруда
заслуж. артистка РФ
ЛЮДМИЛА ПОГОРЕЛОВА

Боэмунд, сын Гертруды
ПАВЕЛ НОВИКОВ

Танкред, брат короля
АЛЕКСАНДР ДЗЮБА

Гиза, дочь Танкреда
заслуж. артистка РФ
ЕКАТЕРИНА КАРПУШИНА

Принц Эццо, кузен Боэмунда
СТАНИСЛАВ МОТЫРЕВ

2-й придворный
ГЛЕБ ИСАКОВ

Пресса о спектакле

«Король-Арлекин» возвращает нас к первозданной сути театра – зрелище и мораль, ничего более. К мандельштамовской мысли о том, что «власть отвратительна, как руки брадобрея», герои спектакля приходят самостоятельно, через личный опыт. Их освобождение от этой липкой паутины встречается почти детским удивлением – что вот, оказывается, как просто спастись от Кащея Бессмертного, только беги, Арлекин, быстрее, а мы все вместе подуем на твой парус».

Ксения Ларина, «Новые известия»