март | 01 пятница 19:00
март | 02 суббота 19:00

Мелкий бес

Федор Сологуб

О спектакле

Премьера!

Великую книгу, которую ее автору Федору Сологубу нашептывали «сверху», Роман Виктюк ставит как расшифровку колдовских букв и слов. Расшифровку магическую, поскольку вне магизма нет Театра Виктюка. Театрализация жизни была основным принципом творчества Сологуба – она же всегда направляла и Виктюка в его режиссерском поиске. Для них обоих художник является единственным существом, перекраивающим реальный мир по своей воле.

«Мелкий бес» века XXI – не произведение о зависти или ненависти, скорее о том, что в каждом из людей живет Лихо, литературным воплощением которого стал сологубовский Недотыкомка. Каждый борется или сосуществует с ним по-своему, но далеко не каждый может трансформировать эту глубинную движущую силу в творчество. Беда революции и последовавшего за ней страшного времени уничтожения духовности, которую гениально предчувствовал Сологуб в «Мелком бесе», была бы невозможна без взрыва творчества, случившегося несколькими годами ранее, когда та самая глубинная сила вывела на свет гениальные произведения эпохи. Предназначение поэта – воплотить песнь времени, ведь в его сознании и памяти сосредоточены все времена, и Сологуб не ужасается предчувствиям, он пытается постичь и, постигнув, своим криком остановить движение человечества во мрак.

Вслед за любимым художником и философом Казимиром Малевичем Виктюк признает, что «искусство опровергает разум и признает лишь безразумное чувство — наитие, вдохновение, настроение. Но под искусством также надо понимать необходимость что-то познавать и приводить хаос природы в гармонический порядок». Сейчас гармония – это то, чего не хватает этому миру больше всего, поэтому великий режиссер в третий раз взялся расколдовывать великий текст начала прошлого века.

Сценическое воплощение «Мелкого беса» в XXI веке не станет гармонией красоты. И гармонией радости не станет тоже. Это будет спектакль – диагноз времени, но, возможно, хаос, существующий в головах людей нашего века, хаос века машин, заменивший природную гармонию мира, все же будет постигнут публикой вслед за режиссером. А в этом есть надежда на спасение – как мира, так и отдельного человека.

В спектакле заняты: Дмитрий Бозин, Игорь Неведров, Екатерина Карпушина, Людмила Погорелова, Анна Подсвирова, Станислав Мотырев, Павел Новиков, Константин Авдеев, Антон Даниленко и другие.