Репортаж «Новостей культуры» на телеканале «Культура»: Время «Мелкого беса»

Эфир от 01.03.2019

Роман Виктюк традиционно выпускает один спектакль в сезон. На сей раз – это «Мелкий бес» по одноимённому роману Федора Сологуба. Премьера — сегодня вечером. Что увидят зрители — расскажет Валерия Кудрявцева.

Для Романа Виктюка Серебряный век русской литературы и искусства – время особо любимое. Он неоднократно ставил спектакли по его авторам. Вот и к роману «Мелкий бес» «главного мистика» Федора Сологуба – обращается уже в третий раз. В 1983 в Эстонии, в 1987 – в «Современнике». И вот новое обращение.

«Вот до чего дошло. Я же в Современнике это ставил. Я даже вот смотрю и боюсь того, что получилось на сцене. И они играют фантастически!», — делится режиссер, народный артист России Роман Виктюк.

Третье обращение несет, конечно, новые смыслы и новую эстетику. На этот раз мир главного героя романа, школьного учителя в ожидании повышения Ардальона Передонова, предельно условен и метафоричен.

«Мне кажется, что метафизичнее некуда. Это одно из самых-самых нереальных пространств в нашем театре, потому что жить под обоями, которое небо — то есть быть в небе под обоями. Вот это как?», — говорит заслуженный артист России Дмитрий Бозин.

Именно в таком пространстве живет – человек, подозревающий весь мир в заговоре против себя, дошедший в этих подозрениях до края. В исполнении Дмитрия Бозина Передонов – безумен с самого начала. В его голове – как тараканы – кишат и разговаривают его ученики, вымышленные соглядатаи, враги. Они сводят с ума, подменяя его собственное я. Недаром большинство – как персонажи картин Малевича – одного из любимых Виктюком художников – без лиц.

Роман Виктюк видит свою работу как спектакль-предупреждение и очищение для тех, кто сможет его расслышать. Ведь Бес, который сводит с ума и приводит человека к гибели, страшен как раз тем, что он – мелкий, незначительный, бытовой.

«И у Федора Сологуба, и у Романа Виктюка в нашем спектакле нет надежды. Поэтому светлое начало, которое есть в «Мелком бесе», которое есть в лице Саши Пыльникова, которого я играю, безнадежно обречено если не на смерть физическую, то на смерть душевную. Но надежда все-таки есть», — объясняет актер Игорь Неведров.

Лихо, которое так ярко описал Сологуб в начале прошлого века, в наше время, по мнению авторов спектакля, только усилилось и окрепло.

«Лихо ужасное, враг и любви, и забвенью. Кто тебе дал эту силу. Вот кто тебе ее дал. Вот мне кажется, что туда и разговариваем».

Ссылка на материал.