Виктюк Роман Григорьевич

Народный артист России (2009)
Народный артист Украины (2006)
Заслуженный деятель искусств России (2003)
Профессор Российской академии театрального искусства (РАТИ–ГИТИС)
Основатель и художественный руководитель Театра Романа Виктюка

Роман Виктюк – эстет и продолжатель традиций Александра Яковлевича Таирова, универсальный мастер, которому подвластны любые театральные жанры. «Как ставится спектакль? Как пишутся стихи? Я думаю, что в этом много общего, это вещи одной и той же природы. Я думаю, что и в спектаклях, и в стихах есть ритм, размер и рифма».

В своих спектаклях Роман Григорьевич в первую очередь затрагивает серьезнейшие философские проблемы и предлагает зрителям иной, как правило, очень неожиданный взгляд на природу человеческих отношений. Он – самый настоящий театральный сказочник. Режиссер придумывает и воплощает на сцене свои истории, сплетая в них реальность и вымысел, сон и явь, грезы и факты. Спектакли мастера раскрашивают жизнь в невероятные цвета, они помогают зрителям преодолеть собственные страхи, переосмыслить  жизненные ценности и найти ответы на самые разные вопросы.

Творчество режиссера очень непросто привести к единому знаменателю: «Царская охота» 1977-го года, «Служанки» 1988-го и 1991-го, «Рогатка» 1993-го и «Мастер и Маргарита» 2003-го, «Маскарад Маркиза Де Сада» 2013-го, «В начале и в конце времен» 2014-го – все эти спектакли очень разные и по форме, и по заключенному в них художественному посланию. Но к какой бы истории не обращался Виктюк, в центре любой его постановки всегда – человек. Ищущий, страдающий и одинокий. Именно это внимание режиссера к душевным переживаниям героя и объединяет все работы Романа Григорьевича. Каждая новая постановка мастера становится еще одним – тонким, нервным, пронзительным и абсолютно бескомпромиссным исследованием – человеческой души.

Виктюк работал со многими известными артистами, некоторых из них открыл публике или вернул в профессию. В его спектаклях играли Елена Образцова, Алла Демидова, Сергей Маковецкий, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Дмитрий Певцов, Валентина Талызина, Маргарита Терехова, Эрик Курмангалиев, Ирина Метлицкая, Сергея Виноградов и др.

География постановок режиссера огромна: он работал в театрах России, Украины, Латвии, Литвы, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиля и странах бывшей Югославии.

В режиссерском активе мастера более 200 спектаклей.

Краткая биография

Родился 28 октября 1936 года во Львове в семье учителей.

Мечта стать режиссером зарождается у Виктюка в детстве: свои первые спектакли он ставит в школе и в театральной студии Львовского дворца пионеров. Получив аттестат о среднем образовании, Роман Григорьевич отправляется в Москву и с первой же попытки поступает в ГИТИС на актерский факультет в мастерскую Василия Александровича и Марьи Николаевны Орловых. Среди учителей Виктюка – выдающиеся советские режиссеры Юрий Александрович Завадский и Анатолий Васильевич Эфрос.

После окончания института в 1956 году, несмотря на приглашения московских театров, молодой артист возвращается в родной Львов и поступает в труппу ТЮЗа. Очень скоро Виктюк всерьез увлекается режиссурой и начинает ставить спектакли самостоятельно – сначала в своем театре, а затем на сценах Киева и Твери (Калинина). Виктюк работает в Киевском ТЮЗе, Русском драматическом театре Литовской ССР, преподает в студии при Киевском театре имени И. Франко и в Государственном училище циркового и эстрадного искусства.

Одной из первых работ режиссера становится спектакль «Все это не так просто» по пьесе Г. Шмелева (инсценировка рассказа Л. Исаровой «Дневник»), премьера которого проходит на сцене Львовского ТЮЗа в 1965 году. Там же Виктюк ставит «Город без любви» по пьесе Л. Е. Устинова, «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера.

В 1968-1969 годах Роман Григорьевич работает с труппой Калининского ТЮЗа.

С 1970-го по 1974-й год Роман Григорьевич является ведущим режиссером Русского драматического театра в Литве. Именно здесь выходят «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», романтическая драма Ю. Словацкого «Мария Стюарт» в переводе Бориса Пастернака и «Валентин и Валентина» М. Рощина. В начале же 70-х годов ставит ряд спектаклей в театрах Вильнюса, Москвы, Киева. Среди постановок этого периода выделяются «Черная комната» по пьесе П. Шеффера  (премьера состоялась 29 января 1971), «Любовь – книга золотая» А. Толстого, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян (1972).

В 1975 году Виктюк начинает ставить спектакли в московских театрах: в Театре Моссовета («Вечерний свет», 1975, «Царская охота» по пьесе Леонина Зорина, 1977) и МХАТе («Муж и жена снимут комнату», 1977, и «Татуированная роза», 1982). В 1978 году в студенческом театре МГУ выходят «Уроки музыки» по пьесе Людмилы Петрушевской. Постановка потрясает театральную Москву, но, увы, вскоре спектакль убирается из репертуара как идеологически опасный. Спустя 10 лет Виктюк снова обращается к этой пьесе и ставит ее сразу в двух театрах – театре имени Горького в Нижнем Новгороде и в Русском драматическом театре Вильнюса (премьера 31 января 1988). Кроме того, в Вильнюсе выходит «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988). Виктюк создает ряд спектаклей для театров Швеции, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиля, Югославии.

Виктюк становится режиссером нескольких телеспектаклей на Центральном телевидении: «Игроки», 1978, «История кавалера де Грие и Манон Леско», 1980, «Девочка, где ты живешь?», 1982).

В 1988 году в театре «Сатирикон» выходят знаменитые «Служанки» Жана Жене с Константином Райкиным, Николаем Добрыниным, Александром Зуевым и Сергеем Зарубиным. Спектакль, в котором все женские роли играют мужчины, становится событием театральной жизни Москвы, символом нового – свободного, не скованного идеологическими и социальными рамками – перестроечного театра. Благодаря сочетанию особой актерской пластики, выразительной музыки, яркого грима и необычных костюмов родился – без преувеличение – выдающийся спектакль, с которым труппа объездила весь мир, который до сих пор собирает непременные аншлаги и получает восторженные отзывы прессы. Именно он сделал режиссера одним из самых узнаваемых театральных деятелей бывшего СССР. За первой редакцией нашумевшего спектакля последовала вторая (1991) и третья (2006) редакции, сделавшие спектакль легендарным.

В 1991 году спектаклем «М. Баттерфляй» Роман Григорьевич открывает свою антрепризу «Театр Романа Виктюка», становится ее художественным руководителем. Шокирующая и ироничная пьеса Дэвида Генри Хуана, отличные актерские работы Сергея Маковецкого, Эрика Курмангалиева, Ирины Метлицкой и Сергея Виноградова, замечательные костюмы Аллы Коженковой и удивительно смелая режиссура Романа Виктюка – все это превращает постановку в ярчайшее театральное событие не только московской, но и мировой сцены. Тогда же ставший уже легендарным спектакль «Служанки» переживает свое второе рождение. Виктюк становится лауреатом премии Maratea Центра европейской драматургии. В 1991 же году театральный критик одной из самых влиятельных американских газет New York Times дает своей статье такой заголовок: «Виктюк со своими «Служанками» совершил революцию, как Ленин в 1917 году».

Американцы включают Виктюка в список «50 людей, оказавших наибольшее влияние на вторую половину ХХ века».

В 1991 году Виктюк становится лауреатом премии «Киевская пектораль» в категории «Лучший спектакль драматического театра» (спектакль «Дама без камелий») и номинантом в категории «Лучшая режиссерская работа» (спектакль «Дама без камелий»). Награжден премией СТД Украины «Триумф».

Спустя пять лет, в 1996 году, театр Романа Григорьевича получает статус государственного и получает собственное здание. Сегодня труппу театра составляют артисты, пришедшие к Виктюку буквально со студенческой скамьи и сформировавшиеся под влиянием методики режиссера. Для участия в отдельных постановках Роман Григорьевич приглашает звезд отечественного театра.

В 1997 году Роман Григорьевич становится первым и пока единственным режиссером-иностранцем, получившим международную премию Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии.

В 1998 году в репертуаре театра появляется «Саломея» – культовая постановка Виктюка и визитная карточка театра, по которой можно считывать самые яркие черты стиля режиссера.

В 2011 году Виктюк награжден медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом» за вклад в развитие культуры и искусства региона.

Почти все спектакли, выпущенные в авторском, режиссерском Театре Романа Виктюка, до сих пор представлены в репертуаре и продолжают собирать публику,  хотя за это время успело смениться несколько поколений театральных зрителей.

Каждый год, как правило, к своему дню рождению, Роман Григорьевич готовит премьерный спектакль. И в 2016-м активно идут репетиции предстоящей премьеры по пьесе Теннесси Уильямса, которую зрители смогут увидеть уже в собственном здании театра на Стромынке, 6.

Режиссерские работы в театре:

1965–1968 Львовский ТЮЗ им. М.Горького:
«Всё это не так просто», по пьесе Г. Шмелёва (инсценировка рассказа Л. Исаровой «Дневник»)
«Когда взойдет месяц», по пьесе Г. А. Грегори
«Семья», по пьесе И. Ф. Попова
«Фабричная девчонка», по пьесе А. Володина
«Город без любви», по пьесе Л. Е. Устинова
«Дон Жуан», по пьесе Ж.-Б. Мольера

1968–1969 Калининский ТЮЗ:
«Мне хочется видеть сегодня тебя», по собственной пьесе
«Волшебная елка», по пьесе В.Ткаченко
«Мы, джаз и привидения», по пьесе Э. Низюрского
«Одной любовью меньше», по пьесе А. И. Кузнецова
«Коварство и любовь», по пьесе Ф. Шиллера

1971–1975 Литовский Русский драматический театр (Вильнюс)
«Черная комедия», по пьесе П. Шеффера
«Встречи и расставания» («Прошлым летом в Чулимске»), по пьесе А. Вампилова
«Принцесса и дровосек», по пьесе Г. Б. Волчек и М. И. Микаэлян
«Похожий на льва», по пьесе Р. Ибрагимбекова
«Валентин и Валентина», по пьесе М. Рощина
«Мария Стюарт», по пьесе Ю. Словацкого
«Любовь – книга золотая», по пьесе А. Н. Толстого
«Дело передается в суд», по пьесе А. Чхаидзе
«С любимыми не расставайтесь», по пьесе А. Володина
«Продавец дождя», по пьесе Р. Нэша

1976  «Вечерний свет», по пьесе А. Арбузова, Театр имени Моссовета
1976  «Муж и жена снимут комнату», по пьесе М. Рощина, МХАТ
1977 «То была не пятая, а девятая», по пьесе А. Николаи, МХАТ
1977 «Царская охота», по пьесе Л. Зорина, Театр имени Моссовета
1977 «Украденное счастье», по пьесе И. Франко, МХАТ имени М. Горького
1977 «Утиная охота», по пьесе А. Вампилова, Студенческий театр МГУ
1977 «Незнакомец», по пьесе Л. Зорина, Театр Комедии им. Н. П. Акимова (Ленинград)
1977 «Самозванец», по пьесе Л. Корсунского, Русский драматический театр (Одесса)
1979 «Уроки музыки», по пьесам Л. Петрушевской, Студенческий театр МГУ
1980 «Утиная охота», по пьесе А. Вампилова, Студенческий театр МГУ
1981 «Самозванец», по пьесе Я. Костюковского, Русский драматический театр (Одесса)
1982 «Украденное счастье», по пьесе И. Франко, МХАТ имени М. Горького
1982 «Татуированная роза», по пьесе Т. Уильямса, МХАТ имени М. Горького
1982 «Муж и жена», по пьесе А. Николаи, Театр-студия ДК «Москворечье» (Москва)
1983 «Анна Каренина», по роману Л. Н. Толстого, Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
1983 «Льстец», по пьесе К. Гольдони, Театр Комедии имени Н. П. Акимова (Ленинград)
1983 «Очевидное и невероятное», по произведениям А. Хайта, Театр эстрады
1983 «Мелкий бес», по роману Ф. Сологуба, Таллинский русский драматический театр
1984 «Браво, сатира!», по произведениям М. Жванецкого, Московский театр миниатюр / Театр «Эрмитаж» (Москва)
1984 «Кто боится Вирджинии Вульф?», по пьесе Э. Олби, Театр «Сфера»
1984 «Девочки, к вам пришел ваш мальчик» («Чинзано»), по пьесе Л. Петрушевской, Театр-студия ДК «Москворечье»
1986 «Квартира Коломбины», по пьесам Л. Петрушевской, Московский театр «Современник»
1987 «Стена», по пьесе А. Галина, Театр «Современник»
1987 «Масенькие трагедии», по произведениям М. Городинского, Театр эстрады
1987 «Священные чудовища», по пьесе Ж. Кокто, Киевский академический русский драматический театр имени Леси Украинки
1987 «Глубокое синее море», по пьесе Т. М. Рэттигана, Первый московский областной театр (Камерный театр)
1987 «Уроки музыки», по пьесам Л. Петрушевской, Академический театр имени Горького (Горький)
1988 «Уроки музыки», по пьесам Л. Петрушевской, Русский драматический театр (Вильнюс)
1988 «Служанки», по пьесе Ж. Жене, Театр «Сатирикон»
1988 «Федра», по пьесе М. Цветаевой, Театр на Таганке
1988 «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова, Таллинский русский драматический театр
1988 «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова, Русский драматический театр (Вильнюс)
1988 «Старая актриса на роль жены Достоевского», по пьесе Э. Радзинского, МХАТ имени М. Горького
1988 «Черный как канарейка», по пьесе А. Николаи, Первый московский областной театр (Камерный театр)
1989 «Черный как канарейка», по пьесе А. Николаи, Академический театр имени Горького (Горький)
1989 «Наш Декамерон», по пьесе Э. Радзинского, Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
1989 «Мелкий бес», по роману Ф. Сологуба, Московский театр «Современник»
1989 «Рогатка», по пьесе Н. Коляды, San Diego Repertory Theatre, Сан-Диего, США
1990 «Уроки мастера», по пьесе Д. Паунелла, Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
1990 «Дама без камелий», по пьесе Т. М. Реттигена, Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
1990 «М. Баттерфляй», по пьесе Д. Хуана, Фора-театр (Москва)
1990 «Мелкий бес», по роману Ф. Сологуба, Таллинский русский драматический театр
1990 «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?», по пьесе А. Николаи, Театр драмы имени Горького (Нижний Новгород)
1991 «Рогатка», по пьесе Н. Коляды, Театр г. Падуя, Италия
1991 «Соборяне», по роману Н. Лескова, Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
1991 «Татуированная роза», по пьесе Т. Уильямса, Объединенный шведско-финский театр, Хельсинки
1991 «Служанки», по пьесе Ж. Жене (вторая редакция), Театр Романа Виктюка
1992 «Служанки», по пьесе Ж. Жене (вторая редакция), ДК Железнодорожнико (Тула)
1992 «Мистерия о нерожденном ребёнке», по пьесе С. Коковкина, Театр имени Моссовета
1992 «Двое на качелях», по пьесе У. Гибсона, Театр Романа Виктюка
1992 «Лолита», пьеса Э. Олби (по роману В. Набокова), Театр Романа Виктюка
1992 «Дама без камелий», по пьесе Т. М. Рэттигана, Киевский академический русский драматический театр имени Леси Украинки
1993 «Рогатка», по пьесе Н. Коляды, Театр Романа Виктюка
1993 «Адский сад», по пьесе Р. Майнарди, Московский театр «Современник»
1993 «Я тебя больше не знаю, милый», по пьесе А. де Бенедетти, Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
1994 «Фердинандо», по пьесе А. Ручелло, Молодежный театр на Фонтанке (Санкт-Петербург)
1994 «Полонез Огинского», по пьесе Н. Коляды, Театр Романа Виктюка
1995 «Любовь с придурком», по пьесе В. Франчески, Театр Романа Виктюка
1995 «Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге», по пьесе Г. де Кьярра, ТЮЗ им. А. А. Брянцева (Санкт-Петербург)
1996 «Философия в будуаре», по диалогам Д.-А.-Ф. де Сада, Театр Романа Виктюка
1996 «Бабочка… Бабочка», по пьесе А. Николаи, Театр Сатиры на Васильевском
1997 «Осенние скрипки», по пьесе И. Сургучёва, Театр Романа Виктюка
1997 «Путаны», по пьесе Н. Манфреди, Театр Романа Виктюка
1997 «Бульвар Сан-Сет», по мотивам фильма Б. Уайлдера, Киевский академический русский драматический театр имени Леси Украинки
1998 «Бульвар Сан-Сет», по мотивам фильма Б. Уайлдера, Таллинский русский драматический театр
1997 «Саломея», по пьесе О. Уайльда, Югославянский драматический театр (Белград, Сербия)
1998 «Саломея», по пьесе О. Уайльда, Театр Романа Виктюка
1999 «Заводной апельсин», по роману Э. Бёрджесса, Театр Романа Виктюка
1999 «Пробуждение весны», по пьесе Ф. Ведекинда, Театр Романа Виктюка
2000 «Антонио фон Эльба», по пьесе Р. Майнарди, Театр Романа Виктюка
2000 «Эдит Пиаф», по пьесе К. Драгунской, Театр Романа Виктюка
2000 «Кот в сапогах», по пьесе М. Кузмина, Театр Романа Виктюка
2000 «Сладкоголосая птица юности», сцены из пьесы Т. Уильямса, бенефис Татьяны Дорониной, Центральный дом актера им. А. А. Яблочкиной
2001 «Эдит Пиаф», по пьесе К. Драгунской, Рижский театр русской драмы
2001 «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова, Театр Романа Виктюка
2001 «Наш Декамерон XXI», по пьесе Э. Радзинского, театральная компания «Бал Аст» (Москва)
2002 «Мария Стюарт», по пьесе Ю. Словацкого, Рижский театр русской драмы
2002 «Мою жену зовут Морис», по пьесе Р. Шарта, Театр Романа Виктюка
2002 «Давай займемся сексом», по пьесе В. Красногорова, Театр Романа Виктюка
2003 «Иоланта» П. И. Чайковского, Краснодарский музыкальный театр
2003 «Кармен», по пьесе Л. Улицкой, театральная компания «Бал Аст» (Москва)
2004 «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», по пьесе А. Абдуллина, Театр Романа Виктюка
2004 «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, Новая Опера
2005 «Коза, или Сильвия – кто же она?», по пьесе Э. Олби, Театр Романа Виктюка
2005 «Последняя любовь Дон Жуана», по пьесе Э.-Э. Шмитта, Театр Романа Виктюка
2005 «Сергей и Айседора», по пьесе Н. Голиковой, «Теорема Продакшн» (Москва)
2006 «Непостижимая женщина, живущая в нас», по пьесе Х. Левина, Театр Романа Виктюка
2006 «Служанки», по пьесе Ж. Жене (третья редакция), Театр Романа Виктюка
2006 «Масенькие супружеские преступления», по пьесе Г. Запольской, Театр-Медиа (Москва)
2007 «Запах легкого загара», по пьесе Д.Гурьянова, Театр Романа Виктюка
2007 «Кот в сапогах», Театр Романа Виктюка
2008 «Восемь любящих женщин», по мотивам пьесы Р. Тома и фильма Ф. Озона, Театр Романа Виктюка
2009 «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», по пьесе В. Гафта, Московский театр «Современник»
2009 «Ромео и Джульетта», по мотивам пьесы Шекспира, Театр Романа Виктюка
2009 «Фердинандо», по пьесе А. Ручелло, Театр Романа Виктюка
2009 «Фуршет после премьеры», по пьесе В. Красногорова, Архангельский областной театр драмы имени М. В. Ломоносова
2010 «До свидания, мальчики!», по пьесе Б. Балтера, Алтайский краевой театр Драмы имени В. М. Шукшина
2010 «Король-Арлекин», по пьесе, Театр Романа Виктюка
2011 «Коварство и любовь», Ф. Шиллер, Театр Романа Виктюка
2012 «Реквием по Радамесу», по пьесе А. Николаи, Московский академический театр сатиры
2012 «Маскарад маркиза де Сада», по пьесе А. Максимова, Театр Романа Виктюка
2013 «Несравненная!», по пьесе П. Куилтера, Театр Романа Виктюка
2014 «Жизнь и смерть товарища К.», по пьесе Э. Радзинского, Городской театр Хельсинки
2014 «В начале и в конце времен», по пьесе Павло Арье, Театр Романа Виктюка
2015 «Федра. Мистерия духа», по поэтической драме М. Цветаевой, Театр Романа Виктюка

Режиссерская фильмография:

1976 «Вечерний свет», телефильм по одноименной пьесе А. Арбузова
1978 «Игроки», телефильм по пьесе Н. В. Гоголя. В ролях: Александр Калягин, Валентин Гафт, Леонид Марков, Александр Лазарев, Владимир Кашпур, Борис Иванов, Вячеслав Захаров, Борис Дьяченко, Николай Пастухов, Маргарита Терехова
1980 «Мне от любви покоя не найти», телевизионная композиция по мотивам произведений У.  Шекспира «Укрощение строптивой», «Ричард III», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», «Гамлет». В ролях: Маргарита Терехова и Эммануил Виторган
1980 «История кавалера де Гриё и Манон Леско», телевизионный фильм-спектакль по мотивам романа аббата Прево. В ролях: Игорь Костолевский, Маргарита Терехова, Александр Збруев, Валентин Гафт, Эммануил Виторган, Юрий Яковлев, Клара Белова, Борис Иванов, Андрей Степанов, Петр Смидович, Олег Чайка, Юрий Горин, Ефим Шифрин
1982 «Девочка, где ты живешь?», телефильм по пьесе М. Рощина «Радуга зимой»
1985 «Долгая память», фильм о пионере-герое Володе Дубинине, по мотивам повести Л. Кассиля и М. Поляновского
1989 «Татуированная роза», телеверсия спектакля МХАТ имени А. П.  Чехова по одноименной пьесе Т. Уильямса (Главная редакция лит.-драм. программ ЦТ)
2008 «Роман Карцев: Бенефис» – «Хорошо забытое старое»: спектакль Виктюка «Браво, сатира!», по произведениям М. Жванецкого, поставленный в Московском театре миниатюр для Карцева и Ильченко (1984)

Актерские работы в театре:

1964 «Сомбреро», по пьесе С.Михалкова, Львовский ТЮЗ имени М. Горького. Роль: Шура Тычинкин

Актерские работы в кино:

2000 «Ростов-папа», заключительная новелла «Сынок»,  телесериал Кирилла Серебренникова. Роль: Нотариус
2001 «Конец века», фильм Константина Лопушанского. Роль: Хенрик Станковский, врач-психотерапевт, стирающий память

Любопытные факты:

Мама Романа Григорьевича вспоминала, что когда она – на седьмом месяце беременности – пришла смотреть оперу «Травиата», ребенок под первые же звуки начал очень активно шевелиться. И когда Виктюк родился, его первый крик звучал на той же ноте, с которой начинается великая опера Верди.

Спектакль «Коварство и любовь», поставленный Виктюком в Калинине (Тверь),  произвел огромное впечатление на  великого Марчелло Мастроянни. «Geniy-geniy-geniy!», – восторженно  кричал артист, а Роман Григорьевич был уверен, что Мастроянни называет его Женей, и скромно отвечал: «Я – Роман».  Кстати, после визита Мастрояни спектакль закрыли чиновники: раз уж спектакль так сильно понравился иностранцу,  – решили чиновники, – значит, в нем есть некие, что называется, неконтролируемые, а потому очень вредные ассоциации.

1993 Документальный фильм Алексея Учителя «Баттерфляй» о Виктюке (по сценарию Д. Смирновой и А. Учителя) получил I приз за лучший полнометражный фильм IV Открытого фестиваля неигрового кино «Россия».