сентябрь | 15 воскресенье 19:00
октябрь | 08 вторник 19:00

Чернобыль

Павло Арие
Премьера состоялась 27 октября 2014 | Продолжительность 2 часа без антракта | Программа Russian case «Золотой маски» | 18+

О спектакле

В спектакле «Чернобыль» мы оказываемся в мире, о котором никто ничего не знает. Никто, кроме тех, кто остался там, в пространстве, возникшем на Земле 26 апреля 1986 года, в день Чернобыльской катастрофы… Мир этот несет смерть всему живому, но для кого-то он оказывается единственным пристанищем. Он окружен цивилизацией, но внутри него живут таинственные существа древности. И люди, по какому-то дикому стечению обстоятельств оставшиеся здесь, постепенно сами становятся подобными этим существам, переходя день ото дня все больше в мир потусторонний. Здесь мистика становится частью реальности. Русалки оставляют жителям заброшенного секретного города послания, призывают смерть или дарят жизнь. Растения и животные лечат неизлечимые раны, а под землей проходит секретная ветка метро, имеющая выход в другие измерения. Найти жителей этого городка могут лишь сталкеры, обладающие знаниями территорий и сооружений, способные избегать радиации.

Это история семьи, которая живет в самом жерле вулкана, в пространстве смерти, но смертельная лава не уничтожает их, а оберегает от самой большой опасности на свете — от других людей, которые в итоге и оказались страшнее любых потусторонних сил и даже страшнее радиации.

Про спектакль «Чернобыль» часто говорят, что он нетипичен для театра Виктюка. Что он несет слишком много боли. Но спектакли Мастера тем и интересны, что во всем своем многообразии демонстрируют публике разноплановость – режиссера, актеров, авторов и самого зрителя, конечно, тоже. Делают очевидным тот факт, что в привычном всегда кроется множество неожиданностей… Слово «Чернобыль» за годы, прошедшие с момента трагедии, уже стало почти нарицательным, даже, страшно сказать, – привычным. Но эта общая боль с годами не становится менее острой, мир продолжает кричать о ней…и кричать от нее. И это как раз тот случай, когда этот крик-предостережение, крик-напоминание должен продолжать звучать в душах людей как можно дольше. Ибо нет меры той боли, даже, спустя более, чем тридцать лет.

Актерские работы в спектакле «Чернобыль» без преувеличения мощны и экспрессивны. Артисты играют пронзительно, на разрыв, вызывая то приступы смеха остро поданной житейской правдой, то внутреннее оцепенение исповедальностью своих монологов, светлых и трагических одновременно.

Как утверждает Роман Григорьевич, мы должны познавать окружающий мир, доверяя природе, и тогда в начале и в конце времен нам будет открываться безобразный… и все равно такой прекрасный мир.

Лишь оставшись один на один с природой, один на один с собой, в мистическом пространстве, полном своих чарующих мифов и пугающих легенд, неведомых обитателей и загадочных сталкеров, возможно постичь давно забытую, сверхчеловеческую силу и веру, надежно спрятанную внутри нас.

Спектакль был включен в программу «Russian case» театральной премии «Золотая маска» сезона 2014-2015, которая учреждена для зарубежных критиков и продюсеров.

(Фото Полина Королева и Вера Россихина)

Создатели спектакля

Автор
ПАВЛО АРИЕ

Постановка, режиссура и
музыкальное оформление
РОМАН ВИКТЮК

Сценография
ВЛАДИМИР БОЕР

Костюмы
ЕЛЕНА ПРЕДВОДИТЕЛЕВА

Режиссер
АНДРЕЙ БОРОВИКОВ

Помощник режиссера
ЛЮДМИЛА ИСАКОВИЧ

Звукорежиссер
ЛЮДМИЛА ПЛАТОНОВА

Свет
АНДРЕЙ ДЁМИН
СЕРГЕЙ СКОРНЕЦКИЙ  

Действующие лица и исполнители

Баба Фрося
засл. артист РФ
ОЛЕГ ИСАЕВ

Вовик
ИГОРЬ НЕВЕДРОВ

От автора
РОМАН ВИКТЮК

Слава
засл. артистка РФ
ЛЮДМИЛА ПОГОРЕЛОВА

Участковый
ДМИТРИЙ ЖОЙДИК

Отец
АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВ

Видео

Пресса о спектакле

Отзывы зрителей

«Актеры не просто играют, они чувствуют то, о чем говорят, что происходит вокруг и чем может закончится, их естественность завораживает и пугает одновременно. Премьерой этого спектакля Роман Виктюк и его команда перешагнули на новый виток развития, совершив мощный скачек вперед, задали высокую планку того, каким должен быть их новый театр».
КультМск

«Все, чего человек ожидает от хорошего театра – полное погружение в мир персонажей, острое, невероятно точное попадание сюжета в сердце иглой, которая прошивает насквозь темами, настолько актуальными для современности, что становится до ужаса страшно и смешно. Постапокалиптическое настоящее, в котором мы, оказывается, живём. Человек человеку кто? В чем между нами разница и где черта, которую нельзя переступить? До каких границ простирается наша ответственность за происходящее и в какой момент следует остановится? Мы убиваем зайчиков, а редко ли мы сами – дичь? Не ходите сюда. Или давайте так: по очереди, небольшими группами… ведь если спектакль действительно придут смотреть все, кто придет от него в восторг и кому его НУЖНО посмотреть, придется менять площадку на СК Олимпийский. А я очень боюсь, что это скажется на ценах…»
Анна Гаврилей
 
«В этом спектакле страшно и красиво, просто и точно, здесь вера, надежда и любовь. Красиво не потому, что показывают красивое: здесь нет плавных движений, грациозных замираний, красивых тел как метафор красоты и любви мира. Здесь вонючая, исходящая неведомым туманом, – пикник на обочине, – неземная из потустороннего бытия придуманная создателями, невозможная на земле – настоящая жизнь. Надо добыть еду, надо уберечь близких, любить, надо жить».
Борис
 
«Потрясающая режиссура. Потрясающая игра. Абсолютно завораживающее двухчасовое действие, будто утягивающее вас по крытым железом мосткам в болотный ил, откуда вы потом, ни разу не взглянув на часы, вспорхнете к небесам или унесетесь в своём вагоне метро».
Юлия Пахомова
 
«Чернобыль» — это горячо обсуждаемый звягинцевский «Левиафан», умноженный на сто, а то и тысячу. Это безупречная режиссура, актерская игра на грани, неожиданный сценарий с высокой степенью символичности каждого слова и жеста, и, главное, — спектакль актуален вне времени, даже спустя почти 30 лет после Чернобыльской трагедии». Екатерина Белан
 
«Для меня сегодняшней, это самый значимый спектакль Романа Григорьевича, на котором происходит настоящее очищение моей души. Большое спасибо всему коллективу театра, всем, кто участвует в этом светлом деле под названием «ТЕАТР», благодаря которому меняется мое сознание и я становлюсь уже немножечко другая. И я знаю точно, что это дорога любви. Храни Вас Бог».
Оксана Пяткина