Новости культуры с Владиславом Флярковским. «Пир» — премьера в Театре Романа Виктюка

Пир поэтов XX века во время чумы XXI века.

Спектакль режиссёра Дениса Азарова в Театре Романа Виктюка называется «ПИР». В основе постановки стихи и проза членов ОБЭРИУ, Объединения реального искусства, существовало в Ленинграде в 1927–30 годах. ОБЭРИУты декларировали алогизм, гротеск, поэтику абсурда. Чем, действительно, стоит интересоваться, когда мир разваливается? Ерундой, чушью. Даниил Хармс, один из ОБЭРИУтов, так и говорил: «Меня интересует только чушь». Репортаж Яны Музыки.

Самый молодой худрук Москвы Денис Азаров впервые после назначения выпускает спектакль. Уже не в первый раз за свою карьеру он работает с текстами ОБЭРИУтов. Ему близка их парадоксальность. «Это были, наверное, самые недооцененные и при этом одни из самых интересных и глубоких философов ХХ века в России. Да и в мире», — рассказал режиссер.

Спектакль идет без антракта, он разделен на две части. Первая — цирк. Старушка размахивает топором, клоунов тошнит, фокусник издевается над ассистенткой. За ярким шоу на алом фоне, в глубине сцены — полумрак и таинственность лесной чащи. Художник спектакля Алексей Трегубов говорит, для него образ леса — это среда, в которой есть тайна, пространство неизведенного. Художник акцентирует: философы ОБЭРИУ контактировали с природой, их интересовали природные явления, то, что необъяснимо.

Алексей Трегубов: «Мне самое важное то, как они взрывают привычное, стандартное отношение к жизни. Как бы они подрывают, при чем подрывают это художественно, подрывают с помощью искусства».

Во второй части спектакля — не только художественные тексты, но и записанные разговоры ОБЭРИУтов, когда они по вечерам собирались у Леонида Липавского. Ели, пили, разговаривали, молчали. В программке указано: вместо Хармса — Дмитрий Бозин. Правда из его уст звучит стихотворение Александра Введенского.

Дмитрий Бозин, заслуженный артист России: «Кто из них Хармс, кто из них Веденский, кто из них Липавский. И не наступил ли тот момент в их жизни, когда все обэриутно перепуталось, когда они стали слиты между собой?»

Образ Эстер Русаковой воплощает Анна Нахапетова. «Люблю-ненавижу. У них отношения Хармса и Эстер именно такие. Это все можно прочесть в дневниках Хармса, когда сила притяжения больше, чем что либо. Он не мог быть рядом с ней. Как и она не могла быть рядом с ним. И они не могли быть порознь. Их тянуло друг к другу», — рассказала актриса.

Любовная линия — параллельно с пиршеством. В лесной чаще снова и снова накрывают и убирают стол. Будто это вовсе не дружеская вечеринка, будто на наших глазах происходит какой-то непонятный посторонним ритуал.

Ссылка на материал