Сезон открыт!

Театр Романа Виктюка открыл 24-й сезон

24 июля на Стромынке, 6, с соблюдением всех противоэпидемических требований и строгих мер безопасности, состоялся долгожданный сбор труппы Театра Романа Виктюка, на котором народный артист России, художественный руководитель театра Роман Виктюк, как всегда метафорично и образно, открыл главную интригу наступающего театрального сезона — рассказал о главных его премьерах и озвучил то, что с особым трепетом обычно ждет труппа — распределение ролей, а директор театра Валерий Райков подвел итоги 23-го сезона, одного из самых коротких и сложных, отметил достижения театра  и работу коллектива в условиях пандемии и самоизоляции, в которых пришлось существовать театру, как и всей индустрии в целом, в финале сезона, а также рассказал о перспективах возвращения театра к нормальной, привычной жизни.

В прошедшем, «укороченном» сезоне театр выпустил две большие премьеры. В декабре прошли предпремьерные показы, а в январе состоялась премьера спектакля Игоря Неведрова «Танго» по пьесе Славомира Мрожека. Это парадоксальная, многослойная постановка о «Гамлете нашего века», которую режиссер поставил на три состава молодых артистов театра. В марте уже в условиях начала пандемии в мире состоялись три первых показа премьеры Романа Виктюка по пьесе Николая Гумилева невероятного и пронзительного спектакля «Отравленная туника» два показа в Москве 5 и 6 марта и премьера в Санкт-Петербурге 18 марта. И это огромная удача для зрителей, которые успели посмотреть эту грандиозную постановку, и для всего коллектива театра, который в непростых условиях выпустил очень важную премьеру.

12 сентября случилось долгожданное событие: впервые на родной сцене Дома Света был проведен творческий вечер нашего Мастера, а 5 октября прошла уникальная встреча трех Мэтров, трех ярких театральных личностей творческий вечер «О театре: Виктюк, Левитин, Гинкас» это была увлекательная беседа о литературе, театре и друг друге. И этот, безусловно, удачный опыт встреч с выдающимися личностями из мира искусства мы планируем продолжить в цикле творческих вечеров в Доме Света.

25 и 26 октября театр принял участие в Международном театральном фестивале Sens Interdits в Лионе (Франция). В программу фестиваля был отобран спектакль «Мандельштам». На фестиваль приехали театры из 15 стран. Основная цель Sens Interdits и спектакль «Мандельштам» идеально вписался в эту идею и был с восторгом воспринят французской публикой привлечь внимание к очень важной и актуальной сейчас проблеме проблеме человеческой памяти, и увидеть эволюцию мира через политический театр.

25 ноября Р.Г. Виктюку вручили Международную премию Станиславского — он стал лауреатом авторитетной премии за вклад в развитие российского театра. И это, безусловно, приятное признание и подтверждение заслуг нашего Мастера перед российской культурой.

В ноябре театр запустил большую программу «Виктюки: Зритель года», нацеленную на расширение зрительской аудитории, на перспективу на поиск и воспитание своего зрителя, умного, ищущего, понимающего Театр Романа Виктюка. В ноябре и декабре прошли первые интеллектуальные игры цикла «Зритель года». Проект продолжил формирование клуба поклонников театра «Виктюки». Результаты игр, азарт и увлеченность, с которой подошли к этой инициативе и зрители, и оргкомитет, и уважаемые судьи, ведущие артисты и режиссеры театра, а также пробная игра в онлайн-формате во время периода самоизоляции, показали, что проект должен перейти в новый сезон и стать постоянным.

29 ноября состоялась премьера обновленной версии гранж-перформанса Игоря Неведрова «Буковски», который стал еще драйвовее и ярче. В декабре театр выступил в московских школах с музыкально-литературным перформансом о Великой Отечественной войне Дмитрия Голубева «У войны не женское лицо». И для ТРВ эти постановки стали дополнительной возможностью громко, интересно и музыкально заявить о себе в среде молодежи.

Вынужденный переход театра в марте в онлайн-пространство стал поводом для многих творческих открытий и поиска новых возможностей. В условиях пандемии коллектив театра запустил масштабный противовирусный онлайн-проект «Роман-на-Дому». ТРВ одним из первых отреагировал на новые условия существования и постарался адаптироваться. Проект начался поэтическим марафоном 21 марта, во Всемирный день поэзии, и продолжается до сих пор. Онлайн-проект «Роман-на-Дому» охватил все возможные способы коммуникации со зрителем и самые разные варианты активностей на широкую (и не только театральную) аудиторию. Главной задачей театра стали сохранение и приумножение зрительской аудитории, которая будет готова прийти на спектакли после восстановления нормальной театральной жизни. Количество постов с 17 марта по 30 июня только в сети Фейсбук составило около 500 шт. Специально для проекта было придумано больше 30 рубрик. Театр провел онлайн-трансляции 11 спектаклей и 5 концертных программ, в том числе на платформе OKKO и на ресурсах газеты «Комсомольская правда», которые посмотрело большое количество зрителей, потенциальных зрителей в Москве, в регионах и за рубежом.

К Юбилею Победы, помимо продолжения поэтического марафона, полностью в условиях карантина придуман, создан и дважды показан фильм-спектакль Дмитрия Голубева «Часовые любви». Это очень трогательный и нужный спектакль-размышление на материале произведений поэтов-фронтовиков и авторов послевоенного периода, воспоминаний и писем очевидцев, любимых многими песен, с любовью собранных в одну постановку, в исполнении молодых артистов театра.

5 июня, ко дню рождения Пушкина, в сложных условиях самоизоляции и на высоком художественном и техническом уровне Игорь Неведров со своей творческой группой создал скринлайф «Пир во время чумы». И это был новый формат для российского театра, прежде никто из театров не работал в этом жанре онлайн. Журнал «Театрал» пригласил театр со скринлайф-спектаклем «Пир о время чумы» принять участие в онлайн-фестивале «Цифровой театр», на котором будут представлены лучшие проекты, созданные во время пандемии в режиме онлайн. Фестиваль пройдет в августе. И это тоже признание большой работы театра в сложных условиях.

24-й сезон станет пятым сезоном, который театр проведет в стенах родного Дома Света на Стромынке, 6. На сезон 2020–2021 запланированы премьеры двух больших постановок, активная подготовительная работа к которым началась еще во время периода самоизоляции, и в ближайшее время будет запущен репетиционный процесс.

Роман Григорьевич Виктюк начинает работу над спектаклем «Скок в постель», в котором будет занят «звездный состав» театра. Комедия француза Марселя Митуа любима режиссерами всего мира за легкость восприятия и не переходящий грань тривиальности юмор. Пьеса построена на яркой ситуации постоянной путаницы героев и попадания их в нелепые истории, из которых они блестяще, хоть и довольно абсурдно выкручиваются.

Конечно, это не первое обращение Романа Виктюка к комедийному материалу. В репертуаре театра есть спектакли «Давай займемся сексом», «Путаны» и «Несравненная!». Но все они — комедии с приставкой «траги-». К образцу французской комедии положений Виктюк обращался всего однажды — в спектакле по пьесе Раффи Шарта «Мою жену зовут Морис» почти 20 лет назад. Сейчас же, в XXI веке, у публики есть шанс открыть для себя Виктюка мастера театральной комедии заново, с его мастерством построения пластического рисунка спектакля, неповторимым сценическим юмором, с философскими и общечеловеческими вопросами, проблемами морали и болезней общества, которые он вплетает в любой драматургический материал даже комедийный.

Второй большой премьерой театра, запланированной на 24-й сезон, станет спектакль «Орфей спускается в ад» по пьесе Теннесси Уильямса. В качестве режиссера выступит актер и режиссер Сергей Захарин, известный нашим зрителям как артист по постановкам «Федра», «Саломея», «Коварство и любовь», «Венецианка». И это будет режиссерский дебют Сергея в Театре Романа Виктюка, он уже выпустил в качестве режиссера, режиссера по пластике, хореографа спектакли в других театрах, например, в Тюменском драматическом театре, Новосибирском государственном театре оперы и балета (НОВАТ), Тамбовском театре драмы, Омском театре «Галёрка», Академическом театре драмы им. А.В. Луначарского (Пенза), Курганском театре драмы, Саратовском театре драмы и др. «Орфей спускается в ад» одна из самых трагичных и глубоких по содержанию драм Теннесси Уильямса, не имевшая, несмотря на ее представление на Бродвее, истории успешных постановок. Это миф об Орфее и Эвридике нового времени, рассказанный величайшим и трагичнейшим драматургом современности. История о пробуждении страсти, возрождении жизни. О попытке жить смело и честно в падшем мире. История о силе эроса, который, даже будучи погребенным повседневной обыденностью, способен создать новую жизнь.

Показ спектаклей в Доме Света начинается 1 сентября премьерой прошлого сезона «Отравленная туника», которая на данный момент была показана только три раза.

В планах на новый сезон — продолжение цикла полюбившихся зрителям творческих встреч, в том числе — новый творческий вечер Романа Григорьевича Виктюка, который пройдет в театре 21 сентября «Коллекция Мастера», развитие экскурсионных программ и выставок, посвященных истории театра и легендарного здания на Стромынке, 6, а также российские и зарубежные гастроли и расширение международных связей.