июнь | 15 четверг 19:00
июль | 01 суббота 19:00

Служанки

Театральный ритуал

Редакция 2006 года | Премьера состоялась 17 сентября 1988 года | 2 часа 30 минут | Без антракта | 18+

О спектакле

Жан Жене (1910–1986) – enfant terrible французского авангарда. Написанный им в тюрьме роман «Богоматерь цветов» сначала ужаснул, а затем восхитил Жана Кокто, который открыл Жене дорогу во французский литературный мир. В основе пьесы «Служанки» (1947) лежат проходящие через все творчество писателя темы индивидуальной свободы, вступающей в конфликт с социумом и отвергающей его условности, любви и преступления, красоты и низости.

Поставленный впервые в 1988 году в театре «Сатирикон» спектакль «Служанки» принес Виктюку славу кумира богемы и сделал его символом нового театрального направления. Он положили начало стилю, который позже стал именоваться viktyuk style – утонченные линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, происходящего на сцене.

Осенью 2018 года культовому спектаклю Романа Виктюка исполнилось 30 лет. Постановка пережила три редакции (1988, 1992 и 2006 годов), была показана во многих странах, получила международное признание и собрала восторженные отклики в прессе. Спектакль неизменно вызывает большой интерес у зрителей и идет с аншлагами, независимо от того, на какой площадке играется – в Москве, регионах или за рубежом. Это спектакль с пронизывающей до мурашек энергетикой до сих пор не могут забыть зрители нескольких поколений.

Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока давности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство.

Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам. Завидуя красоте и богатству хозяйки, служанки играют в Мадам, надевая ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться, – и заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам Месье в полицию и решают убить хозяйку, виня во всех своих несчастьях едва замечающую служанок экзальтированную женщину.

По степени магнетического воздействия на публику, сценографической выверенности и художественному совершенству «Служанки» – один из лучших образцов виктюковской игровой эстетики и своеобразный манифест его театрального метода. Спектакль представляет собой мощно заряженный синтез драмы, хореографии и музыки, в котором каждый жест, каждый поворот тела и каждая интонация работают на многократное усиление выразительности образа. Сложный грим актеров (Лев Новиков), отсылающий к исполнителям театра кабуки, и подчеркивающие особую пластику тела костюмы добавляют происходящему на сцене дополнительную символическую нагрузку.

Создатели спектакля

Автор
ЖАН ЖЕНЕ

Постановка
РОМАН ВИКТЮК

Перевод с французского
ЕЛЕНА НАУМОВА

Режиссер
АЛЕКСАНДР ЗУЕВ

Сценография и костюмы
АЛЛА КОЖЕНКОВА

Хореография
ЭДВАЛЬД СМИРНОВ

Художник по свету
АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ

Музыкальная концепция
АСАФ ФАРАДЖЕВ

Помощник режиссера
ГАЛИНА МУЧИЕВА

Действующие лица и исполнители

Видео

Пресса о спектакле

Зрители следят за историей «Служанок» вновь и вновь, искренне сопереживая нерадивым преступницам, хихикая над остроумными замечаниями Мадам и хлопая во время зажигательных танцев под Далиду. <…> Режиссеру явно не хватает пространства в произведении Жана Жене, и после финальной реплики действо продолжается еще полчаса. Фактически это тридцатиминутный зажигательный поклон с головокружительными танцами в хореографии Эдвальда Смирнова. В самом финале звучит фраза, которая ставит окончательную точку по поводу авторства идеи постановки. «Я считаю, что в «Служанках» должны играть мужчины. Именно мужчины. Роман Виктюк». Режиссер превратил тяжелое абсурдистское произведение в праздничную феерию — и изменил историю постсоветского театра. Спустя двадцать пять лет бесконечных аншлагов в этой победе уже невозможно усомниться.
Олег Кармунин, «Известия»