Никто так точно не чувствует Цветаеву, как Виктюк, никто не может так горячо и тонко ее сыграть, как артисты Театра Романа Виктюка. Классический античный сюжет пересказан Мариной Цветаевой, которую режиссер называет Великим Поэтом и чье творчество сопровождает мастера всю его жизнь.
Пьеса поставлена великим режиссером в духе игрового мифологического студийного театра. Как говорил сам Роман Григорьевич, этот спектакль – «полутанец, полупение, полугимнастика, полуэротика», и они задуманы как фон и исток трагических событий сюжета.
В греческой мифологии Федра, жена афинского царя Тезея воспылала запретной страстью к своему пасынку Ипполиту и была им отвергнута. Не выдержав отказа, Федра покончила с собой и в предсмертной записке обвинила юношу в насилии. Поверивший жене Тезей проклял сына и стал виновником его гибели.
«Федра» Марины Цветаевой – первого человека в литературе двадцатого века – это в первую очередь гимн трагической любви. Тоска о невозможности реализации ее на земле. Манифест того, что виноватых в любви – не бывает. Не зря в самом финале пьесы именно Тезей говорит: «Нет виновного – все невинные».
Этим спектаклем Виктюк постарался вернуть нас к традициям мифологического, метафизического, ритуального театра. Получилось сакральное, медитативное действо. Это спектакль не о людях – о полубогах, потомках богов Древней Эллады. Поэтому необходимо и отстранение от пола – Федру – а, вернее, демона, овладевшего ею, играет мужчина. Ничто бытовое от ритуала отвлекать не должно.