«Баня» Маяковского

20 сентября 2023
Источник: #МоскваЛюблю
Елизавета Ефремова
В Театре Романа Виктюка премьера: «Баня» Маяковского. Идет юбилейный год — 130 лет со дня рождения поэта. Казалось бы святое дело влиться в поток торжеств, но «Баня» обязательно должна была появиться в театре Виктюка и даже удивительно, что этого не случилось раньше.

Здание, в котором работает театр — знаменитый авангардный «дом-шестеренка», построенный архитектором Константином Мельниковым в 1929 году — гениальный образец конструктивизма, составленный из кубов, вырвавшихся наружу из основного пространства.

«Баня» — детище Маяковского, одного лидеров кубофутуризма и русского авангардного искусства, создана в 1929-1930 годах.
Не знаю, шла ли когда-нибудь «Баня» в клубе Русакова, но они должны были встретиться. Режиссер Сергей Захарин задумал и осуществил этот проект, а нам остается лишь восторгаться невероятному врастанию искусств и течений в себе подобные противоположности.

Декорации, которых почти и нет, но которые поддерживают кубический минимализм множеством картонных коробок, выстроены художником Юлией Коротковой. В них видится и отсылка к кубизму Мельникова и к горам циркуляров, копий, тезисов, поправок и прочих оправдательных документов бюрократа Победоносикова (Станислав Мотырев).
«Баня» парадоксально двойственна и парадокс возникает от того, что лирика, главная смысловая линия творчества Маяковского, получает не лирическое, а драматическое воплощение. Единственное, что в пьесе не попадается, но важнейшее, что там есть, — это личность автора. Для театра Виктюка, театра, поэтического по своей сущности, естественно было наполнить сатирическую пьесу щемяще трагической лирикой Маяковского. Поэт (Дмитрий Бозин), присутствуя на сцене, не оценивая, но всматриваясь в происходящее, задает новый смысл и естественный переход к фантастической линии спектакля.

Машина времени в «Бане» не просто изобретение Чудакова (Ян Латышев), но и метафора самого изобретательства, новаторства, творчества и ей противопоставлена другая машина — бюрократическая. В машине Победоносикова реальность превращается в фикции, а теория относительности в теорию отношений, увязок и согласований.
Фосфорическая женщина (Виктория Савельева) для Победоносикова лишь кассирша, продающая билеты в еще более сытую жизнь. Для Чудакова, Велосипедкина (Алдар Когаев), Ночкина (Алексей Галкин) и Поли (Наталья Мороз) это гостья из будущего, ради которого можно жить, созидать, изобретать.

Маяковский поделил героев пьесы на бюрократов и созидателей. Режиссер Сергей Захарин выстроил на сцене мысль поэта, как своеобразную Тайную вечерю с Фосфорической женщиной в центре, поделив героев на «чистых» и «нечистых».

Маяковский определил свою пьесу как сатирическую с цирком и фейерверком, она призвана высмеивать и обличать, но револьвер в ней не просто реквизит, а персонаж. Через три месяца после премьеры поэт застрелился

Другие новости и события