«Коварство и любовь»

19 сентября 2023
Источник: #МоскваЛюблю
Яна Захарченко

И каждый раз, вновь и вновь, смотря спектакли в Театр Романа Виктюка, мне хочется разгадывать его метафоры, терять голову и чувствовать…


Спектакли, поставленные Романом Виктюком – сложные, захватывающие и интересные, их хочется впитывать и чувствовать всем телом. Для меня Театр Романа Виктюка – это в первую очередь поток энергии в чистом виде.


Спектакль по пьесе Шиллера о трагичной любви юной Луизы и аристократа Фердинанда — пластически и музыкально выразительная постановка полная ассоциаций и пробуждающая желание разгадывать заложенные режиссером смыслы.


Влюбленная пара пытается сохранить свои чувства сквозь интриги и козни, у них есть только светлое чувство, которое они питают друг к другу. Справятся ли они с внешними обстоятельствами, смогут ли сохранить то светлое, что есть между ними двумя или «разделятся», словно вурм? Шиллер написал трагедию о любви, где влюбленные оказались жертвами коварства.


Режиссер Виктюк, в своем спектакле показывает, что жизнь без этого светлого чувства бессмысленна, пуста и нет смысла следовать навязанным идеям других людей. Он проводит анализ любви между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Здесь нет места для привычного романтизма Шиллера, здесь о любви без прикрас, о цинизме и подлости мира, об искушении предательством, о том, как низшие инстинкты разъедают сердца и души и превращают людей в агрессивных, безжалостных животных, лишенных сострадания и веры.
Луиза и Фердинанд начинают терзаться сомнениями, внутренняя целостность их пары нарушается и каждый из них допускает роковую ошибку…


Декорации: на сцене мы видим ряд дверей тюремных камер, которые символично нечто схожее с капсулой-гробом, они образуют острые наклоненные лезвия гильотины, а в самом центре сцены сооружена, огромных размеров гильотина, лезвие которой возведено и готово мгновенно прийти в действие и разрубить человека пополам, словно дождевого червя. А развевающаяся под колосниками белая и черная сорочки, поочередно накрывают героев, словно саван, укутывая то в темные энергии, то в жертвенные, поглощая все вокруг.


Давайте вспомним, какой символизм несет дверь? Это символ перехода, символ развития ситуации и трансформации. Персонажи пьесы, постоянно проходят сквозь символические грохочущие двери, некоторые застревают в них и бьются в конвульсиях, кто-то и вовсе не может выбраться, но каждый претерпевает неизбежную трансформацию.


В постановке Романа Виктюка герой Вурма разделен на две части — он двуличен, способен существовать, выживать и приспосабливаться к любым обстоятельствам. Они управляют самыми низкими инстинктами человеческих желаний, словно червь, они пробираются внутрь человека и начинают поедать его мгновенно видоизменяя облик человека, делая его алчным, ненавидящим все и всех вокруг и жаждущим власти и идущего напролом к той самой власти.


Вся постановка пестрит символами расщепления и раздвоения, социального неравенства (любовь дочери музыканта и сына президента)– это прослеживается и в костюмах, где преобладает только черный и белый цвета, и в ролях актеров — Вурма исполняют два актера, Дмитрий Бозин и Стас Мотырев. Раздвоение прослеживается и в костюмах.
К слову, стильные костюмы актеров очень напоминают коллекцию дизайнера Рика Оуэнса — острые плечи, обнаженные торсы и черно-белая цветовая гамма. Мой внутренний эстет ликует от совершенства всей сценографии спектакля.


Музыкальное оформление спектакля делает целостной всю картину постановки, в нем есть место и Рамштайн и Маррика Рекк–In der Nacht и Michael Jackson — Got To Be There, которую я продолжала напевать еще несколько дней после просмотра спектакля. В этом спектакле я открыла для себя талантливого актера Игорь Неведров, до сего момента знакома была только с его режиссерскими работами.


Тем, кто еще не успел посмотреть «Коварство и любовь» в театре Виктюка – почитайте перед просмотром пьесу Шиллера.


Подводя итог просмотра спектакля «Коварство и любовь» в театре Романа Виктюка хочется сказать, что для меня, в первую очередь, это эстетически красивое действо – совершенная пластика, магическое владение голосом, актеры с внешностью, то ли атлантов, то ли греческих богов — это эстетическое совершенство.
Яркая театральная манера Виктюка не оставит равнодушным никого.

Другие новости и события