Почти смешные игры лакеев

30 ноября 2023
Источник: Вести Москвы
Сергей Щенников

В театре Романа Виктюка состоялся пресс-показ спектакля «Почти смешная история (Лакейские игры)» по пьесе Эмиля Брагинского «Лакейские игры» режиссера Александра Карпушина.

Спектакль мощный, очень яркий и запоминающийся. А какие имена – Владимир Боер, Артур Ощепков, Андрей Дёмин. О каждом из создателей визуального ряда спектакля я мог бы с восторгом сказать: «Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник!»

Художник-сценограф Владимир Боер – яркий представитель «старой гвардии» Романа Виктюка. С Маэстро он ставил  такие спектакли как «Саломея» Оскара Уайльда , «Иллюзии любви» Валентина Красногорова, «Последняя любовь Дон Жуана» Эрика-Эммануэля Шмитта, «Король-Арлекин» Рудольфа Лотара, драма Шиллера «Коварство и любовь», «Маскарад Маркиза де Сада» Андрея Максимова, «Сергей и Айседора», «Несравненная!» Питера Куилтера, «Мандельштам» Дона Нигро, «Отравленная туника»Николая Гумилева, «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Мелкий бес» Федора Сологуба, «Федра» Марины Цветаевой. Я уже не говорю про другие спектакли, которые Владимир Боер создавал в Театре Виктюка.

Про художника по пластике Артура Ощепкова я  могу сказать, что это  один из лучших в Москве хореографов. Мне, например, удалось посмотреть практически все его яркие запоминающиеся работы в Театриуме на Серпуховке, в Театре Луны — «Орфей и Эвридика», а в Театре на Перовской для Гульнары Галавинской он поставил просто фантастический «Бергамасский танец» в спектакле «Сон в летнюю ночь». В Музее-театре «Булгаковский дом» для постановки Сергея Алдонина «Собачье сердце. Чудовищная история» по произведению Михаила Булгаков Артур Ощепков создал просто фантастический пластический номер. Сумел без слов передать и пролетарский «ветер перемен», и ужасы работы хирургов-вивисекторов в снах собаки. Из того, что только я лично видел, могу вспомнить его работы в Театре Романа Виктюка — «Сергей и Айседора», «Мастер и Маргарита». Но это только то, что лично видел и пришёл в восторг. А если погуглить, то будет длинный список. И вот теперь фантасмагорическое столоверчение в  «Лакейских играх». Художник по свету Андрей Дёмин тоже неоднократно работал в спектаклях Романа Виктюка и сумел передать свето-визуальную «атмосферу Виктюка» и в «Лакейских играх».

В нынешнем спектакле молодого режиссера Александра Карпушина замечательно сыграли артисты, которые помнят Романа Григорьевича и работали с ним во многих, если не во всех перечисленных выше спектаклях. Людмила Погорелова, Анна Нахапетова, Иван Иванович, Подсвирова Анна, Быкодерова Олеся. И это опять же только те, кого могу вспомнить навскидку и те, кого увидел на встрече с приглашёнными журналистами и блогерами после пресс-показа.  Всё это я перечислил для того, чтобы убедить — главным образом себя — в том, что все эти «виктюки» со стажем имеют полное право высоко оценивать приверженность молодого режиссёра Карпушина стилю и выразительности самого Романа Григорьевича Виктюка и даже называть его реинкарнацией Маэстро.  С моей точки зрения они имеют все основания так думать, говорить об этом и приводить многочисленные доказательства преемственности художественного стиля молодого режиссёра Карпушина. Я и сам мог бы привести их великое множество.

Но самого режиссёра на встрече не было. Потому все вспомнили знаменитую ремарку  времён Эмиля Брагинского, Эльдара Рязанова и Михаила Жванецкого: «Жаль, что нам так и не удалось послушать начальника транспортного цеха…»  Людмила Погорелова объяснила, что сбивающее всех зрителей с толку название спектакля «Почти смешная история» просто взято с обложки сборника пьес Эмиля Брагинского, которое попало в руки создателя спектакля.  И вошедшая в сборник пьеса «Почти смешная история» о дух сёстрах и пожилом вдовце, экранизированная режиссёром Пётром Фоменко, никакого отношения к «Лакейским играм» в театре Виктюка не имеет. Просто  решили таким образом пустить критиков спектакля по ложному следу, чтобы чего не вышло.

На мой взгляд, лучше было бы переписать непосредственно пьесу Брагинского «Лакейские игры», убрав лишние некогда злободневные отсылки к советскому распределению благ и продуктовых наборов эпохи застоя, а приблизить к притче в духе пьесы-сказки «Дракон» советского драматурга Евгения Шварца о неубиваемости зла-дракона и возрождении его в победителе. «Хозяева» и «лакеи» движутся по кругу, стремясь приблизится к вершине пищевой цепочки.

Пожалуй, это единственное, что мешало мне наслаждаться последней премьерой Театра и потрясающей работой всего коллектива: режиссер Александр Карпушин, художник-сценограф Владимир Боер, художник по свету  Андрей Дёмин. В ролях: Людмила Погорелова, Анна Нахапетова, Анастасия Якушева, Анна Подсвирова, Владислава Крюкова, Олеся Быкодерова  Иван Иванович, Андрей Лукьянов, Владислав Сыровацкий, Сергей Абаев, Жан Силантьев.

Другие новости и события