«Служанкам» Романа Виктюка — 35 лет

24 августа 2023
Источник: Вести Москвы
Сергей Щенников

В сентябре исполняется 35 лет самому яркому и дерзкому спектаклю Романа Виктюка.


Премьера спектакля «Служанки» состоялась 17 сентября 1988 года в театре «Сатирикон». Этот спектакль принес режиссёру славу кумира богемы, enfant terrible театрального авангарда. Когда-то спектакль вызывал шок: грим актёров в стиле масок театра Кабуки, томная и выразительная пластика мужчин, играющих роли женщин.


Пьесу Жана Жене о  служанках, задумавших сжить со свету своих господина и госпожу, Роман Виктюк поставил, следуя рекомендации драматурга: все роли  здесь сыграли мужчины. Константин Райкин, Николай Добрынин, Александр Зуев и Сергей Зарубин от имени своих эксцентричных и жестоких героинь говорили со зрителями о любви и свободе, зависти и прощении, красоте и ущербности. Никто и никогда до Виктюка не делал на сцене ничего подобного.


Написанные в 1947 году «Служанки» открывали тему индивидуальной свободы, конфликтующей с требованиями социума. Роман Виктюк сумел превратить пластику ухоженного атлетического мужского тела в театральный фурор для авангардного зрителя. Пьеса Жана Жене долгие годы привлекала внимание специфической мужской аудитории, которая отмечала непристойные движения полуголых мужчин и их обращение друг к другу — «моя девочка». Однако со временем история о двух служанках, решивших избавиться от своих хозяев, стала считываться несколько иначе, да и публика менялась.


В 1992-м году Роман Виктюк представил вторую версию «Служанок». К Николаю Добрынину и Александру Зуеву  присоединились Сергей Виноградов, Владимир Зайцев и Леонид Лютвинский, а хореографом обновленного спектакля стал Эдвальд Смирнов. И вновь —  оглушительный успех!


Третье пришествие «Служанок» состоялось в 2006 году. Режиссёр вместе с актёрами Дмитрием Бозиным (Соланж), Дмитрием Жойдик (Клер), Алексеем Нестеренко (Мадам) и Иваном Никульча (Месье) создал еще более темпераментное и яркое зрелище с головокружительными пластическими этюдами и блистательным финальным дивертисментом под яростный саундтрек Далиды.К тому времени походы в театр становятся женским развлечением, куда барышни ходят самостоятельно или парами, но уже без кавалеров. Поэтому режиссёры ищут подходящий для растущей женской аудитории материал. Привозят и ставят спектакль «Девочки из календаря» про обнажающихся англичанок постбальзаковского возраста, ставят «Ladies Night» про стриптиз новозеландских шахтёров. В «Театре Луны»  — кстати, не без влияния Романа Виктюка — «замахнулись на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира», поставив «Гамлет. Точка G»…


«Служанки» получили второй (или третий) шанс. Достаточно было одного взгляда на зал, чтобы понять, что спектакль стал «женским» и новый зритель (зрительницы) уже не ищет в спектакле былых откровений на «тему индивидуальной свободы, конфликтующей с требованиями социума». Три четверти зрителей — это женщины, пришедшие полюбоваться красивыми полуобнаженными мужчинами. Для них сходить в театр было дешевле и менее зазорно, чем на мужской стриптиз в женском клубе. А при таком раскладе постановка Романа Виктюка обгоняла по привлекательности, например, спектакль «Ladies Night» с кино и телезвёздами. Михаил Полицеймако (при всём уважении!) с обнажённым торсом выглядел для зрительниц менее привлекательно, чем Дмитрий Бозин, пример. Причём намного. И не потому, что Дмитрий Бозин — заслуженный артист России, а Михаил Полицеймако — нет…  Просто у женщин свои критерии оценки, свой, женский взгляд на театр. Я вспоминаю июль 2014-го.


В московском Театре юного зрителя необычный для жаркого лета ажиотаж: маленькое фойе не справляется с наплывом зрителей на спектакль «Служанки». Ажиотаж фанатов Театра Романа Виктюка, играющего тогда на чужих сценах, вполне объясним. Они пришли проводить спектакль на заслуженный отдых. Правда только на летние каникулы — с началом нового театрального сезона «Служанки» вновь займут своё место на афише другой арендованной сцены. Высоко подняв огромный букет, чтобы спасти его от давки, сквозь толпу пробирается небольшого роста девушка. Третий звонок уже прозвучал, и девушка торопливо стучит каблучками по ступенькам, чтобы успеть проскочить в партер — опоздавших зрителей билетёры отправляют на балкон, откуда уже нельзя попасть к сцене на поклоны, чтобы вручить букет. Я успеваю спросить у спешащей девушки: «Кому букет?» Она на ходу кокетливо бросает: «Не скажу! Это секрет!» Но я не сдаюсь: «Да ладно признайтесь! Диме или Лёше?» Девушка уже через плечо бросает: «Диме, конечно!» Можно было догадаться: фанаток актёров, играющих в «Служанках», с большой долей вероятности можно различить по росту. Те, кто «болеет» за аристократически высоких Месье-Ваню и Мадам-Лёшу, как правило, немного повыше — высоким девушкам симпатичны рослые Иван Никульча и Алексей Нестеренко. А играющие по-плебейски  низкорослых служанок Соланж и Клер Дмитрий Бозин и Александр Солдаткин, почему-то были милее сердцу миниатюрных девушек.


Виктюк разгадал секрет сценического долголетия: тайны человеческой души, которые он исследует в своем творчестве, просто не имеют срока годности и уверенное  долголетие  «Служанок» —  прямое тому доказательство. Гендерный эпатаж, изначально заложенный Жаном Жене, уходит на второй план, уступая место психологизму ситуации. Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам и бешено завидуют красоте и богатству хозяйки. Сёстры-служанки играют в Мадам, надевая ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться, – и заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам Месье в полицию. Они решают убить хозяйку, виня во всех своих несчастьях, хотя  экзальтированная аристократка вообще не замечает своих служанок…


За 35 лет несколько раз менялись сцены, акценты постановки, полностью поменялся зритель, но остался неиссякаемый интерес. И сегодня «Служанки» — это спектакль, на который нужно сходить, чтобы составить своё собственное мнение, а не перечитывать рецензии и отзывы, накопившиеся за годы триумфа.

Другие новости и события