Таинство Танго.

04 ноября 2023
Источник: #МоскваЛюблю
Яна Захарченко
"Танго" – это неординарная и смелая постановка режиссера Игоря Неведрова, которая вызвала во мне бурю эмоций. "Танго" – спектакль по одноименной парадоксальной пьесе польского сатирика Славомира Мрожека. Не однозначный и глубокий спектакль, пестрящий загадками и многозначными смыслами.

Да и сам Славомир Мрожек - воплощение причудливости и гротеска. Творчество популярного польского писателя всегда относили к театру абсурда.

Основная идея, заложенная в постановке — конфликт отцов и детей. Мы видим старшее поколение, для которого отсутствуют такие привычные для классического общества нормы и ценности.
Семья Артура (Игорь Неведров ), погрязла в разврате и пороке, и молодой принципиальный Артур, раздраженный таким отношением к миру, взывает к здравому смыслу и порядку свое семейство бунтарей. Но проблема в том, что они привыкли так жить. Их принцип — отсутствие любых принципов, и иначе они не могут и даже бабушка.
Бабушка это главный бриллиант постановки! Шедевральная роль, начиная от внешнего образа и трансформаций практически до финала спектакля. Финальные сцены бабушки – это гениальный режиссерский ход! В первые мгновения спектакля на сцене мы видим, толи того самого фараона из саркофага, толи саму царицу Нефертити (я увидела отсылку именно к этому персонажу). К слову, в саркофаге кружащуюся на карусели бабушку, мы еще увидим ближе к финалу спектакля. Актер Владимир Белостоцкий стал для меня неожиданным открытием. Абсолютно гениальная бабушка в его исполнении! В ходе действа мы все услышим вопрос «Кто вы?», который вначале обращен к героям, а после и в зрительный зал. И вот здесь, я бы очень хотела, чтобы каждый из присутствующих в зале зрителей ответил самому себе на этот вопрос.

Артур же пытается построить принципиально правильный строй в своей семье, все должно быть по четким нормам и правилам. Даже бабушка, собравшаяся умирать, обязана изменить свои планы и прежде благословить Артура и Алю на брак. Но как только Артур достигает своих целей, он снова требует «жить по правилам»: «Здесь уже вообще нет никаких традиций и никакой системы. Одни фрагменты, прах! Вы всё уничтожили и продолжаете уничтожать…»

На первый взгляд все просто и понятно – молодой Артур хочет просто воззвать к здравому смыслу свое семейство, изменить мир к лучшему и исправить "бардак, где ничего не работает, потому что всем всё позволено". Родители Артура – Элеонора (Мария Матто) и Стомил (Стас Мотырев ) дети эпохи хиппи, отчаянные бунтари, которые так и стремятся выразить свой протест. В молодости они это совершали посредством запрещенных танцев, а сейчас бесконечно продолжают играть в карточные игры, которые так не приемлет их сын. Ведь вся семья то и дело проводит за карточной игрой, интригами и другими порочными вольностями. Артур же решает ввести свой строгий порядок, приравнивая свободолюбие семейства к распущенности: «Вы отравили своей свободой поколение до вас и поколение после вас…».

Но, как известно, диктатура ни к чему хорошему никогда не приводила, собственно эти последствия мы и увидим в финале спектакля.
Артур же стремительно торопится вернуть традиции и начинает с самого себя. Он хочет жениться на своей кузине Але (Валерия Энгельс) для него самое главное, чтобы все было по правилам. Но в этих правилах он упускает самое важное – любовь. В отместку Аля говорит о том, что изменила Артуру с Эдиком прямо перед свадьбой утром. Сам же Эдик, попутно, еще и спит с матерью Артура. Отец молодого человека не сильно обеспокоен этим досадным событием в своей личной жизни.

Возможно ли хоть как-то привести в сознание деградирующее семейство? Вопрос, ответ на который мы узнаем в финале спектакля, но не слишком ли это высокая цена?!

Декорации (художник-постановщик Владимир Бойер). Гротеск – слово, которое первым возникает в мыслях при виде декораций к спектаклю Игоря Неведрова Танго. На сцене сооружена гигантских размеров карусель и детская горка, перетекающая в песочницу. В песочнице расположился соответствующих размеров саркофаг одного из египетских фараонов, небрежно прикрытый саваном. А сама песочница, в ходе спектакля, легким движением всех артистов, превращается в багетную раму для фото, бережно собирающую в свои рамки всю «классическую» ячейку общества. «Мы пролагали путь в будущее, выходили за пределы нормы…»

Для себя я интерпретировала песочницу как рамки, в которых семейство пытается держать себя, но пребывать им там невыносимо тесно и тошно. От того и рвутся, заигравшиеся взрослые дети бунтари, то прокатиться на карусели, то взмыть на горку и скатываются вниз снова в, такие необходимые для всех, рамки социальных норм и правил.

Потрясающие, яркие и необыкновенно красивые костюмы работы художника по костюмам Елены Предводителевой. Образ каждого персонажа – отдельный шедевр. Здесь невозможно выделить какой-то один из костюмов, они все достойны внимания.
Задник сцены тоже «одет» в свой костюм, который бесконечно преображается световыми решениями. На нём фоном через весь спектакль транслируются разъяснения терминов, которые звучат в спектакле, именно там мы увидим и услышим, что же подразумевается под словом «танго», «пергамент» и еще ряд других, не менее интересных терминов, на нём найдется место Адаму и Еве и даже египетским иероглифам.

«Танго — что это такое? Мы знаем, что это танец. Но что он означает, откуда взялся? Кто-то говорит, что танго — древний бог, и танец посвящен ему. Слово «танго» также означает место, где раньше африканские работорговцы держали и продавали черных рабов. Говорят, что там, среди коренного населения Африки, и зародился этот танец. Мы не знаем, как это было на самом деле…
Но мы знаем точно, что распад и разложение в семье, обществе, государстве всегда начинаются с утраты связей. Что же является связующей нитью, необходимой для предотвращения распада? Мы думаем, что любовь. Можно ли заменить любовь социальным аппаратом, сложной социальной структурой или диктатурой? Как знать… Давайте порассуждаем об этом вместе».
Игорь Неведров

Здесь мне хочется сказать лишь одно, разрушенные ценности – слишком ненадежный фундамент.
"Танго" – многоплановый материал: странный, смешной и трагичный одновременно, парадоксальный и притягательный своей парадоксальностью, возможностью бесконечного погружения вглубь и бесконечного же количества ответов на вопросы.

Театр Романа Виктюка продолжает каждый день создавать таинство игры между божественным и человеческим началом.

Другие новости и события