Маяковский и эстетика театра Романа Виктюка

14 сентября 2023
Источник: Газета "2020"
Артем Доронин

В год юбилея Владимира Маяковского (130 лет со дня рождения поэта) театр Романа Виктюка представляет спектакль по одной из самых известных пьес поэта, написанной в год его смерти. Премьера спектакля «Бани» режиссёра Сергея Захарина состоялась 8 сентября. 

Обращение к сатирическим комедиям Маяковского, даже к таким известным, как «Клоп» и «Баня», — явление редкое для современной театральной среды, и, как мне кажется, в данном случае выбор пьесы вряд ли можно объяснить одним только юбилеем: всё-таки, 130 лет — дата не самая знаменательная. Тут на ум приходит мысль о том, как гармонично и удачно эстетика позднего Маяковского, авангардиста и эпотажного сатирика, встраивается в эстетику театра Романа Виктюка, заданную самим недавно ушедшим мастером, в своём творческом поиске явно обращавшим немалое внимание на модерн и авангард России 1910-х и 1920-х годов. И у последователей Романа Виктюка уже прослеживается некоторая линия от недавней премьеры спектакля «Островский. Авангард», где тоже был юбилей (и более «круглая» дата — 200 лет), тоже был авангард, тоже Мейерхольд и тд. 

Постановка «Бани» выдержана в лучших традициях театра и отмечена рядом блестящих режиссерских находок, которые, как ретрансляторы, ещё больше усиливают впечатление от эпатажной сатиры великого поэта Маяковского. К таким можно отнести декарации, созданные из картонных коробок, подчеркивающих вопиющий бюрократизм происходящего, а также костюмы, выдержанные в авангардном стиле и гротескно подчеркивающие наиболее выразительные черты характера и свойства натуры персонажей. Особенно хочется отметить облик Оптимистенко (Павел Новиков) и Победоносикова (Станислав Мотырев), которые, благодаря определенным «подкладкам» под костюмы, представляют собой идеальные образы буквально «надутых» самодовольных чиновников. Особенно удивительно видеть С. Мотырева, запомнившегося многим зрителям по его роли в «Служанках», в таком поразительном перевоплощении. 

В оригинальной пьесе нет образа самого Маяковского, но в спектакле он есть, и играет его, как нетрудно догадаться, з.а. Дмитрий Бозин. Огромная любовь артиста к поэту очевидна и из речей Бозина, и из его игры. В спектакле он читает отрывки из трех знаменитых поэм Маяковского: «Облако в штанах», «Про это», «Флейта-позвоночник». И несмотря на то, что мы можем задаться вопросом о сочетаемости ранней любовной лирики поэта и его поздней сатиры, само появление Маяковского на сцене раскрывает ещё одну грань драмы «Баня» — личную драму самого поэта.

К 1930 году уже лишившись надежды на светлое «сегодня» и даже на светлое «завтра», поэт ещё грезил о великом и прекрасном социалистическом далёком будущем, из которого в мир его пьесы явилась восхитительная Фосфорическая женщина, роль которой в спектакле прекрасно исполнила Виктория Савельева. И если мы продолжим разговор о датах, то ещё одна важнейшая дата в контексте «Бани» — 2030 год, до которого нам осталось всего семь лет, но мы всё сильнее приближаемся не к прекрасному будущему Маяковского, а к всё той же действительности, с которой поэт не справился и (по официальной версии) застрелился. 

А «главначпупс» Победоносиков, несмотря на весь пафос Маяковского и его разрушительную сатиру, вовсе не повержен, а живёт и торжествует, пережив и коммунизм, и перестройку, и последующие десятилетия, и до 2030 года прекрасно доживёт, в отличие от многих других, а мы будем и дальше читать и смотреть «Бани», поражаясь тому, как их время похоже на наше. Но похожее — не значит тождественное, и мы уже не раз сдвигались с мёртвых точек, что в 1953, что в 1991 годах, и с других мёртвых точек ещё сдвинемся. И хоть коммунистическое прекрасное будущее нам не светит, но всё-таки мы можем (и должны) надеяться, что завтра будет лучше, чем вчера.

Другие новости и события