«Служанки»: культ и его служительницы

21 сентября 2023
Источник: Вести Москвы
Сергей Щенников

20 сентября культу спектакля Романа Виктюка «Служанки» исполнилось 35 лет. В этот день в театре на Стромынке яблоку негде было упасть. Как я уже писал ранее, спектакль в его третьей редакции стал культовым главным образом среди женской аудитории. Служительницы культа готовились задолго: печатали банер, чтобы развернуть его на балконе, шили кукол в образах Соланж, Клер, Мадам и Месье, чтобы вручить артистам на поклонах, покупали юбилейные альбомы, чтобы подписать у актёров.

Мне повезло посмотреть спектакль, когда Маэстро был жив, а сам спектакль и его создатель были на пике славы. Казалось бы, последующие просмотры должны были бы потерять для меня своё очарование. Ведь, как говорится, только на фоне Пушкина птичка  вылетает. Но моё стремление попасть именно на юбилейный спектакль окупилось сторицей. Во-первых, юбилейный спектакль шёл на родной сцене, о которой много лет мечтал Роман Виктюк. А главное, пришли влюблённые в Театр Виктюка зрители, которые знали, на что шли. Случайных людей практически не было. Спектакль идёт два с половиной часа без антракта, и зрительницы были готовы сидеть не шелохнувшись, пока разворачивалась драма Жана Жене. Они следили за каждым сказанным на распев словом, затихали в ожидании ключевых моментов и реагировали на некоторые репризы едва ли раньше их появления. И мне это позволило совершенно по-новому воспринять заложенную автором психологическую игру персонажей. Признаюсь, ранее я воспринимал спектакль как визуал, восторгаясь карнавалом и буйством красок на сцене.

А в этой тишине с особой силой проступил психологизм происходящего. Две сестры служат в доме у Мадам. Завидуя красоте и богатству хозяйки, служанки при каждом удобном случае играют в Мадам, надевая ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться. Им начинает казаться, что до превращения в хозяйку им остаётся сделать небольшой шаг. И они заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам в полицию и решают убить хозяйку, считая, что именно она виновата во всех их несчастьях. Но экзальтированная и, казалось бы, оторванная от повседневной жизни женщина оказывается весьма умна и наблюдательна. Мадам начинает сложную психологическую игру, заставляя своих служанок раскрыться. Механизм разоблачения начал своё необратимую работу, как часовой механизм. Чем-то происходящее далее напоминает неумолимое движение к раскрытию преступления и неизбежному наказанию, как в философском романе Франца Кафки «Процесс» или в «Преступлении и наказании» Фёдора Достоевского. Вещи, предметы помнят всё и грозят разоблачить заговор двух сестёр.

«Ты прекрасно знаешь, что нас выдают предметы, Соланж. Ты считаешь, что предметам есть дело до нас, Клер? Они только этим и заняты. Они выдают нас. Наверное, мы очень виноваты, раз они это делают так яростно…»

Я не смогу привести в пример другой спектакль про преступление и наказание столь же яркий по степени магнетического воздействия на публику. Остаётся только завидовать тем, кто ещё не смотрел «Служанок» — ведь им ещё предстоит столько  удовольствия! А тем, кто уже видел этот ставший культовым за 35 лет спектакль, можно только посоветовать посмотреть его ещё раз. Ведь им предстоит ещё столько открытий!

И да, после криминально-психологической части началась такая энергетическая танцевальная движуха, что весь наполненный до краёв зал ещё полчаса приплясывал стоя. Такое эмоциональное единение зала и сцены можно далеко не на каждом рок-концерте встретить.

Другие новости и события